Для проведения качественного фундаментального анализа необходима дополнительная информация, получение которой является невозможным для большинства потенциальных инвесторов. Так, например, с целью повышения информационной прозрачности компаний-эмитентов, имеющих в своем уставном капитале долю города Москвы, РО ФКЦБ России в Центральном федеральном округе было предложено ввести в формы обязательной статистической отчетности предприятий дополнительный состав показателей. Перечень этих показателей утвержден постановлением Правительства Москвы от 6 октября 1998 года № 763, а также постановлением Мосгоркомстата от 5 января 1999 года № 1 и включает такие важные для инвесторов данные как: направления распределение прибыли отчетного года; величина и периодичность начисленных и выплаченных дивидендов (по компаниям-эмитентам, не обязанным раскрывать эту информацию в общем порядке); наличие остатков на счетах по конкретным коммерческим банкам; соотношение ликвидных активов и обязательств до востребования; перечень дебиторов и кредиторов на дату проведения собрания акционеров; доля в выручке от реализации продукции, работ, услуг денежных и прочих форм оплаты; сведения о заемных средствах, привлеченных в течение отчетного года, по конкретным банкам; структура налоговых платежей в отчетном году. Данные по этим показателям обязательны к представлению в Московский городской комитет по статистике с 1 января 1999 года. Пользователем этой информации является пока только Правительство Москвы. Достоверность финансовой отчетности эмитента Действующие в России стандарты аудиторской деятельности предусматривают порядок составления аудиторского заключения, который позволяет аудитору ограничиться лишь заключением о достоверности цифр бухгалтерской отчетности. В этих условиях получить объективную информацию о деятельности компании из аудиторского заключения инвестору не представляется возможным. Для обеспечения проверки соответствия деятельности предприятий интересам акционеров постановлением Правительства Москвы № 763 было утверждено «Положение об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы». Информация, получаемая из аудиторского заключения по итогам проверки, проводимой по новым стандартам, позволяет делать выводы не только относительно состояния имущества и обязательств предприятия, но и относительно финансовых результатов его деятельности в интересах акционеров. Кардинальные изменения в процессе проведения проверки независимым аудитором, прежде всего, касаются цели проведения аудиторской проверки. |